Огромную роль в
развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в
старину мудрые люди играли в пальчиковые
потешки, актуальные и в наши дни. Значит, наши предки чувствовали
полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что намного позже ученые
обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока)
и двигательной, которая отвечает за кисти рук.
Особенно важно
взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное
формирование речи ребенка (к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому
начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу
пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его
речевые центры.
Развивая мелкую
моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно,
держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы
задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и
влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим
за распределением тонуса в кисти и пальцах.
Независимо от
ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки.
Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а
левая рука - с правым. Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю
территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое
полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию
равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное -
проснется, активизируется).
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Самомассаж кистей и пальцев рук
с использованием «сухого бассейна»
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается
недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация
мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи
ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной
точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости
от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику
с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным
горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются,
пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:
·
нормализации
мышечного тонуса;
·
стимуляции
тактильных ощущений;
·
увеличению
объема и амплитуды движений пальцев рук;
·
формированию
произвольных, координированных движений пальцев рук.
Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом
или выполнять под музыку.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и
разжимая пальцы рук.
В миску сыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти
рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Напрягаем пальцы
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их
как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно
сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем разгибать.
Очень интересно, многие идеи будут использовать и в своей работе!
ОтветитьУдалитьМне кажется такие игры не только интересны и полезны ребенку, но и удобны для мамы, их можно превратить в совместную готовку разных блюд, так сказать совместить полезное с приятным))))
ОтветитьУдалить