Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующий в речевом процессе.
Цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5 - 7 лет
1. «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед;
2. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, округлить. Удерживать в таком положении на счет до 5.
3. «Лягушка» - «Хоботок» - на счет «один – два» чередовать эти упражнения
4. «Накажем непослушный язычок» - губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
5. «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. «Горка» - открыть рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх.
7. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу одним движением сверху вниз и убрать язык вглубь рта.
8. «Индюки сердятся» -улыбнуться, широко открыть рот. Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывая зык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить за тем, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
9. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет «один-два» поочередно упираться языком за верхние зубы, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.
10. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот. Кончик и боковые края приподнять к верхним зубам. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы.
11. «Парус»-улыбнуться, широко открыть рот. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним зубам. Нужно подуть, удерживая язык в таком положении.
12. «Лошадка» - присосать язык к небу, со щелчком оторвать его. Цокать медленно и сильно, растягивая подъязычную уздечку. Подбородок неподвижен.
13. «Грибок»- рот открыть, язык присосать к небу.
14. «Гармошка» - рот открыть, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Вернуться в исходное положение.
15. «Маляр» - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, проводить от верхних зубов до мягкого неба и назад.
Артикуляционные упражнения для неговорящих детей 3-4 лет
Артикуляционные упражнения для неговорящих детей 3-4 лет
Для детей раннего возраста артикуляционную гимнастику проводят в игровой форме: можно использовать любимую детскую игрушку.
Упражнение с котенком
Упражнение с котенком
- Котенок дует на молоко (дуть на зажатый
между губами широкий язык, щеки не надувать);
- Котенок лижет молоко из блюдца (делать
лакательные движения широким языком, блюдце – ваша ладошка);
- Котенок облизывается (круговые движения языком
по внутренней стороне губ);
- Котенок зевает: а-а-а (широко открыть
рот);
- Котенок увидел мышку, удивился: о-о-о
(губы круглые);
- Котенок пугает мышку: д-д-д (по
подражанию);
- Котенок доволен собой (надувать-сдувать
щеки)
Упражнение с ёжиком
- Ежик причесывается (почесать верхними
зубами нижнюю губу);
- Ежик фырчит (прикусить верхними зубами
нижнюю губу : ф-ф-ф);
- Ежонок фырчит (улыбнуться, прикусить
верхними зубами нижнюю губу: фь-фь-фь);
- Ежик ест яблочко (надувать поочередно
щеки);
- Ежик умывается (круговые движения языком
по губам);
Для того, чтобы речь ребенка была плавна и выразительна, необходимо работать не только над подвижности органов артикуляционного аппарата, но и вырабатывать у ребенка сильную воздушную струю, т.е. работать над речевым дыханием ребенка:
Упражнения на выработку правильного речевого дыхания
Для того, чтобы речь ребенка была плавна и выразительна, необходимо работать не только над подвижности органов артикуляционного аппарата, но и вырабатывать у ребенка сильную воздушную струю, т.е. работать над речевым дыханием ребенка:
Упражнения на выработку правильного речевого дыхания
1.
Рекомендуется сдувать бумажные
снежинки, снежинки из ваты со стола, с руки;
2.
Дуть на легкие
предметы, шарики, карандаши. Игра «Живые
предметы» - положить выбранный вами предмет на ровную поверхность (стол). Подуть на предмет, он покатится по
направлению воздушной струи;
3.
Можно поиграть в игру «Листопад» - вырезать из
цветной бумаги осенние листья, и устроить листопад дома, сдувая листочки
аналогично снежинкам - с ладони. Аналогично можно провести игру «С бабочками»;
4.
Приводить в
движения плавающие предметы в тазике с водой – уточки, кораблики, бумажные
лодочки;
5.
Дуть на
султанчики («Ветерки»), сдувать тычинки с созревших одуванчиков;
6.
Предложить ребенку задуть горящую свечу.
7.
Играть на детских
инструментах – дудочках, губных гармошках, трубочках;
8.
Надувать
воздушные пузыри;
9.
Дуть в
соломинку для коктейля. Игра «Шторм
в стакане»
Рекомендации:
- Воздух необходимо набирать через
нос, плечи не поднимать!
- Выдох длительный и плавный
- Следить, чтобы не надувались щеки!
- Упражнение можно выполнять в положении сидя,
и стоя
- Не переусердствуйте! Достаточно
3-4 повторения! Многократное повторение
может привести к головокружению
Очень интересные упражнения, обязательно будем стараться их делать!!!спасибо за статью))))
ОтветитьУдалитьА здорово было бы приложить видео материал с артикуляционной гимнастикой, нам-логопедам все понятно, а многие родители сомневаются в правильности выполнения упражнений.
ОтветитьУдалитьОльга Сергеевна, вы правы, лучше один раз увидеть, чем несколько раз прочитать) В связи с этим,в начале года, я организую "родительскую пятиминутку" , где родители имеют возможность посмотреть, как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с ребенком) А здесь я разместила "памятку". Спасибо за комментарий, я учту)
ОтветитьУдалить