Гимнастика для язычка


Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений,          направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений   органов, участвующий в речевом процессе.
Цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. 


 Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5 - 7 лет 


Количество повторов от 4  до 10 р.  Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно  и медленно.  Важно не количество, а качество упражнений!!Комплекс артикуляционной  гимнастики выполняется перед зеркалом.
1. «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.  Удерживать данное положение на счет до 5.  Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед;
2. «Хоботок»  -  губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, округлить.  Удерживать в таком положении на счет до 5.
3. «Лягушка» - «Хоботок» - на счет «один – два»  чередовать эти упражнения
4.  «Накажем непослушный язычок» - губы в улыбке.  Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
5. «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот.  Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на  нижние зубы.
6.  «Горка» - открыть рот.  Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх.
7. «Вкусное варенье» -  улыбнуться, открыть рот.  Широким кончиком языка облизать верхнюю губу одним движением сверху вниз и убрать язык вглубь рта.
8. «Индюки сердятся» -улыбнуться, широко открыть рот. Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь  не отрывая зык от губы, как бы поглаживая ее.  Темп упражнения постепенно убыстрять, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить за тем, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
9.  «Качели» - улыбнуться, открыть рот.  На счет «один-два» поочередно упираться языком за верхние зубы, то в нижние зубы.  Нижняя челюсть неподвижна.
10. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот.  Кончик и боковые края приподнять к верхним зубам. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы.
11. «Парус»-улыбнуться, широко открыть рот.  Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним зубам.  Нужно подуть, удерживая язык в таком положении.
12. «Лошадка»  - присосать язык к небу, со щелчком оторвать его.  Цокать медленно и сильно, растягивая подъязычную уздечку.  Подбородок неподвижен.
13.  «Грибок»- рот открыть, язык присосать к небу.
14.  «Гармошка» - рот открыть, язык присосать к небу.  Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.  Вернуться в исходное положение.
15.  «Маляр» - рот открыть.  Широким кончиком  языка, как кисточкой, проводить от верхних зубов до мягкого неба и назад. 


Артикуляционные упражнения для неговорящих детей 3-4 лет

Для детей раннего возраста артикуляционную гимнастику проводят в игровой форме: можно использовать любимую детскую игрушку. 

Упражнение с котенком

- Котенок дует на молоко (дуть на зажатый между губами широкий язык, щеки не надувать);
- Котенок лижет молоко из блюдца (делать лакательные движения широким языком, блюдце – ваша ладошка);
- Котенок облизывается (круговые движения языком по внутренней стороне губ);
- Котенок зевает: а-а-а (широко открыть рот);
- Котенок увидел мышку, удивился: о-о-о (губы круглые);
- Котенок пугает мышку: д-д-д (по подражанию);
- Котенок доволен собой (надувать-сдувать щеки)

Упражнение с ёжиком
- Ежик причесывается (почесать верхними зубами нижнюю губу);
- Ежик фырчит (прикусить верхними зубами нижнюю губу : ф-ф-ф);
- Ежонок фырчит (улыбнуться, прикусить верхними зубами нижнюю губу: фь-фь-фь);
- Ежик ест яблочко (надувать поочередно щеки);
- Ежик умывается (круговые движения языком по губам);

Для того, чтобы речь ребенка была плавна и выразительна, необходимо работать не только над подвижности органов артикуляционного аппарата, но и вырабатывать у ребенка сильную воздушную струю, т.е. работать над речевым дыханием ребенка:

Упражнения на выработку правильного речевого дыхания

1.  Рекомендуется сдувать бумажные снежинки, снежинки из ваты со стола, с руки;
2.  Дуть на легкие предметы, шарики, карандаши.  Игра «Живые предметы» - положить выбранный вами предмет на ровную поверхность (стол).  Подуть на предмет, он покатится по направлению воздушной струи;
3.   Можно поиграть в игру «Листопад» - вырезать из цветной бумаги осенние листья, и устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам - с ладони. Аналогично можно провести игру «С бабочками»;
4.  Приводить в движения плавающие предметы в тазике с водой – уточки, кораблики, бумажные лодочки;
5.  Дуть на султанчики («Ветерки»), сдувать тычинки с созревших одуванчиков;
6.   Предложить ребенку задуть горящую свечу.
7.  Играть на детских инструментах – дудочках, губных гармошках, трубочках;
8.  Надувать воздушные пузыри;
9.  Дуть в соломинку  для коктейля.  Игра «Шторм  в стакане»

Рекомендации:
- Воздух необходимо набирать через  нос, плечи не поднимать!
- Выдох длительный и плавный
- Следить, чтобы не надувались щеки!
 - Упражнение можно выполнять в положении сидя, и стоя
- Не переусердствуйте!  Достаточно 3-4 повторения!  Многократное повторение может привести к головокружению

3 комментария:

  1. Очень интересные упражнения, обязательно будем стараться их делать!!!спасибо за статью))))

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Сергеевна26 января 2013 г. в 21:34

    А здорово было бы приложить видео материал с артикуляционной гимнастикой, нам-логопедам все понятно, а многие родители сомневаются в правильности выполнения упражнений.

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Сергеевна, вы правы, лучше один раз увидеть, чем несколько раз прочитать) В связи с этим,в начале года, я организую "родительскую пятиминутку" , где родители имеют возможность посмотреть, как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с ребенком) А здесь я разместила "памятку". Спасибо за комментарий, я учту)

    ОтветитьУдалить